Екатерина Комарова (swbkka) wrote,
Екатерина Комарова
swbkka

Category:

Никольские церкви довоенного Кемерово





Рис. 1. Панорама Кемерова, 30-е годы. Фотография взята с виртуальной выставки «Кемерово вчера и сегодня», размещенной на сайте Архивного управления Кемеровской области kuzbassarchives.ru

[Spoiler (click to open)]


22 мая Церковь вспоминала святителя Николая Чудотворца – одному из Никольских храмов Кемерово посвящается данный материал

Для города Кемерово (до 1932 г. – Щегловска) ХХ век явился во многом определяющим – это обретение городского статуса, образование одноимённого уезда в 1918 г. и Кемеровской области в 1943 г.

После установления советской власти в городе (как это ни странно покажется) появляются новые православные общины. Во многом это было связано с дроблением единого организма Русской Православной Церкви многочисленными расколами, поддержанными или спровоцированными новой властью для ослабления Церкви и развала ее изнутри. Одним из самых известных расколов того времени стал обновленческий, возникший в 1922 г., а в конце 1925 г. появляется еще один – григорианский. Сибирские клирики и миряне, зачастую лишенные объективной информации о происходящих в Москве событиях, находились в замешательстве. В этом материале мы постарались проследить историю возникновения и закрытия одной из православных общин областного центра.

По материалам Государственного архива Кемеровской области известно, что Никольская щегловская религиозная община, которая ведет свое начало с середины XIX века, в первой половине 1920-х гг. стала обновленческой. Но в конце 1925 г. в ней выделилась группа «тихоновцев» (термин того времени, обозначающий последователей канонической Церкви). Последних из общины исключили, храм и культовое имущество по договору были сданы обновленцам. «Тихоновцы» зарегистрировались как вновь возникшая община в количестве 140 человек. В документах встречаются разные ее наименования: «Православно-каноническая община Никольской церкви «Староцерковников», «община на канонических началах Православно верующих Христиан Староцерковников» и др. 7 марта 1926 г. на заседании совета общины из 13 человек «единогласно постановили присоединиться и принять возглавление Архиепископа Димитрия Томского». Через некоторое время архиепископ Димитрий (Беликов) перешел в григорианский раскол. На благочинническом съезде 17 октября 1927 г. постановили «разослать по благочиниям Кузнецкаго Округа послание с воззванием о единении и присоединении к ВВЦСовету», а 25 декабря признают ВВЦС единственным староцерковным органом. Для сведения: Временный высший церковный совет (ВВЦС) — созданный 22 декабря 1925 г. григорианами коллегиальный орган для руководства церковью. Это позволяло, по их мнению, восстановить «соборность» в управлении церковью, понимаемую ими как коллегиальность. Таким образом, данная община становится григорианской и пребывает в этой юрисдикции вплоть до закрытия. Этот факт подтверждает и свидетельство последнего епископа Томской епархии григорианской ориентации Ювеналия (Зиберта), который в 1937 г. говорил, что в Кемерово существовал приход в его подчинении.

Собрания-службы проходили сначала на дому одного из членов общины – Терентия Егоровича Сенникова на ул. Трудовой, а затем в молитвенном доме, расположенном в квартале 211 места 5 и 6 (упоминаются также места 6 и 7), который по договору, был передан общине 12 мая 1927 г. В соответствии с описью передаваемого имущества известно, что молитвенный дом был «деревянный, крытый тесом на 2 ската, колокольни и купола нет, о четырех дверях, окон без решеток». Первоначально молитвенный дом значился по адресу: улица Крестьянская, 17 (по другим источникам номер дома — 21), но в документе от 20 июня 1937 г. адрес иной – Чапаева, 27. Это объясняется тем, что 19 февраля 1937 г. улица Крестьянская была переименована в улицу Чапаева.

Часть топографического плана Кемерова, составленного в 1932-1934 гг. (план хранится в Кемеровском областном краеведческом музее)

Примечательно, что на топографическом плане Кемерова, составленном в 1932-1934 гг., можно найти квартал 211 – он очерчен четырьмя улицами: Крестьянской, Красноармейской, Омской (ныне улица им. 50 лет Октября) и Интернациональной. На современной карте Кемерова можно найти улицу Интернациональную, но она располагается в другой части города. Дело в том, что раньше Интернациональная улица была намного длиннее, чем теперь. Часть ее сохранилась в виде нынешней улицы Демьяна Бедного. В настоящее время улицы Крестьянской (Чапаева) в данном районе не существует. Эти сведения позволяют сделать вывод: Никольская церковь располагалась в районе между современными улицами 50 лет Октября, Красноармейской и условным продолжением линии улицы Демьяна Бедного. Это соотносится с воспоминаниями старожилки Елисеевой Е. Г., согласно которым церковь стояла за нынешним кинотеатром «Космос».

В 1938 г. над Никольским храмом нависла угроза — комиссия «находит» несоответствия требованиям пожарной безопасности. Интересно, что при рассмотрении жалоб прихожан даже Новосибирский облисполком находит одно требование завышенным. Тем не менее, в 1939 г. церковь закрывают. Примечательно, что последний документ по закрытию церкви (постановление № 196296 президиума Новосибирского областного исполнительного комитета) датируется 10 декабря — это праздник иконы Божией Матери «Знамение». Храм, ему посвященный, будет открыт в Кемерово через 8 лет после этих событий – в 1947 г., уже в юрисдикции Московской Патриархии. Расположится он тоже в Центральном районе города, а когда и его закроют в 1959 г., прихожане будут просить им вернуть здание бывшей церкви на улице Чапаева (на тот момент в помещении находилась артель «Химик»). Но, несмотря на обращения в самые высокие инстанции, это здание в аренду им не дадут, и до так называемой перестройки в городе будет функционировать только один храм – Никольский в Кировском районе. И только в 1989 г. состоится освящение закладного камня в основание Знаменского собора.

Планы советской власти по развалу Церкви не удались – все это время православные жители города (как и всей страны) пытались сохранить свои общины, и благодаря чему православная вера остается крепка в нашем народе.

Алексей Адаменко,
старший научный сотрудник Государственного архива Кемеровской области;

Мария Челомбитко,
научный сотрудник музея истории Православия на земле Кузнецкой.



Как известно, старейший храм областного центра – Никольский собор. Хорошо известна его летопись в послевоенное время. До войны история прихода хранит некоторые загадки.

Церковь Кемрудника (слева). Фотография взята из статьи Адаменко А. М., Челомбитко М. А. Из истории Никольского прихода города Кемерово, размещенной на сайте Кемеровской областной научной библиотеки kemrsl.ru

Если обратиться к разным публикациям, то повествование начинается с несохранившейся Никольской церкви, которая до конца 1930-х годов стояла в центре современного Кемерова (см. рис. 1). Большинство исследователей считают, что она находилась примерно в районе часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть и другое мнение, в основе которого лежат воспоминания старожила города И. Г. Щеглова — церковь стояла примерно там, где ныне находится третий корпус Кемеровского государственного университета. Но на этом противоречия не заканчиваются. Точно известно, что в 1919 году она сгорела, подожженная красными партизанами-роговцами, затем, видимо, ее восстановили верующие, а через некоторое время ее заняли обновленцы (раскол, поддерживаемый советской властью с целью разрушить Православие изнутри). В конце тридцатых годов ХХ века храм сносят под предлогом строительства школы.

В разных публикациях можно встретить информацию, что «тихоновцы» (сторонники св. патриарха Тихона – так называют православных того времени в противовес раскольникам) в 1928 году построили деревянный Никольский храм на улице Гончарова, поскольку Никольская церковь в центре города была занята обновленцами. Затем сведения у авторов разнятся: или этот храм закрыли в 1937 году, или его закрыли в 1939 году. После войны здание возвращают верующим, и вновь в нем совершаются богослужения.

Вышеприведенные сведения о Никольской церкви на улице Гончарова подвергаются критике со стороны некоторых исследователей ввиду нескольких причин. Как мы уже отметили, есть противоречия в указании даты закрытия, а также нет ссылок на документы, подтверждающие вообще факт существования этого храма. Еще одна причина сомнений исследователей: советская власть боролась с Православием, так что сложно представить, чтобы эта же власть разрешила строительство новой церкви вблизи от уже существующей – церкви Кемрудника (см. рис. 2). О ней есть документальные свидетельства, впервые найденные и опубликованные А. М. Адаменко. Находился этот храм недалеко от бровки обрывистого берега реки Томь в районе Горелой горы. Первые сведения о нем датируются 15 апреля 1918 года (запись в метрической книге церкви). В 1923 году община «самоликвидировалась» (то есть, видимо, храм был закрыт), тем не менее в 1926 году община просит вернуть ей колокол. В 1936 году в церкви служат обновленцы, община называется «Вторая Кемеровская Никольская православно-обновленческая». В 1938 году правобережную Никольскую обновленческую церковь в рабочем поселке Рудничного района закрывают.

Интересно, что в решении исполкома Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся № 126 от 17 февраля 1945 года «Об открытии Никольской церкви в гор. Кемерово на территории Кировского района» одной из причин открытия храма указывается «неиспользование в настоящее время здания церкви, закрытой в 1938 году по решению Кемеровского горисполкома». Конечно, можно предположить, что речь идет о Никольской церкви Кемрудника, как раз закрытой в 1938 году, но возникает вопрос, почему в этом же решении разрешено открыть Никольскую церковь на территории Кировского района?

Мы рассмотрели историю нескольких Никольских церквей довоенного Кемерова. Есть некоторые не до конца выясненные моменты из их летописи, но самый большой вопрос – существовал ли храм на улице Гончарова с 1928 по конец 1930х годов? – ждет своих исследователей.

текст: Мария ЧЕЛОМБИТКО



http://muzey.mitropolia42.ru/2017/06/15/1778

А это было отпечатано мне




















Никольская на ул. Чапаева







Спасибо за внимание

Tags: никольские церкви довоенного Кемерово
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments