
Образование Кемеровской области совпало по времени с ослаблением гонений на Церковь. Восстановление ранее закрытых приходов, появление новых позволило организовать Кемеровское благочиние, а впоследствии – Кемеровскую и Новокузнецкую епархию. Однако дорога к Храму, духовному возрождению была трудной и тернистой.
Сибирь атеистическая
Декретом Совета Народных Комиссаров от 23 января (5 февраля) 1918 года в России церковь отделялась от государства, а школа – от церкви. Само по себе объявление государства светским особых бед ни священнослужителям, ни верующим не сулило. Но определяющим принципом в отношениях советской власти с религией стал агрессивный атеистический характер большевистской идеологии. Мировоззренческим противостоянием дело не ограничилось – служителей культа дискредитировали, уничтожали физически, обвиняя в контрреволюционной пропаганде, противодействии решениям советской власти, церкви закрывались.
К началу 1940-х годов в стране сохранялась едва ли одна община из сотни, а на территории Сибири все официально действующие православные приходы были ликвидированы. Исключение составляли кладбищенская церковь в Новосибирске да полулегальная церквушка в Тобольске. На всей территории от Урала до Тихого океана не осталось ни одного правящего архиерея – все епархии прекратили свое существование.
Однако власти предержащие не могли праздновать победу. Итоги Всесоюзной переписи 1939 года показали, что воинствующий атеизм за два десятилетия не вытравил из сознания населения веру: проявляя поистине гражданское мужество, люди называли себя православными.
Существенно повлияла на государственно-церковные отношения Великая Отечественная война. Гонимые и затравленные священнослужители являли пример патриотизма, призывали паству не только молиться о победе воинов Красной Армии, но и вносить средства в Фонд Обороны. Советское правительство осознало возможность использовать пастырско-патриотическую деятельность Русской православной церкви как дополнительной мобилизационной силы внутри страны, а ее авторитет – при переговорах с союзниками по антигитлеровской коалиции. Не случайно историческая встреча Сталина с церковными ерархами состоялась в ночь на 5 сентября 1943 года, в дни, когда готовилась Тегеранская конференция руководителей стран-участниц антигитлеровской коалиции и ожидался визит в СССР главы англиканской церкви Х. Джонсона для переговоров об оказании финансовой и материальной помощи…
В спешном порядке был созван Собор епископов православной церкви, на котором был избран Патриарх Московский и всея Руси Сергий, образован Священный Синод. Началось восстановление епархий. В августе 1943-го, с прибытием в Новосибирск архиепископа Варфоломея (Городцева), начала действовать Новосибирская и Барнаульская епархия, призванная духовно окормлять население Западной Сибири.
«С поповскими учреждениями надо стоять на строго официальной ноге»
— эта фраза В. Д. Бонч-Бруевича, советского государственного деятеля, с 1945-го по 1955 год возглавлявшего музей истории религии и атеизма АН СССР в Ленинграде, как нельзя лучше характеризует действительное отношение государства к Церкви.
Созданный 8 сентября 1943 года Совет по делам Русской православной церкви и религиозных культов при СНК СССР
Двойственность позиции уполномоченных обусловливала двойная подчиненность: с одной стороны, Совету по делам РПЦ, который требовал строгого соблюдения законодательства, в частности, постановления «О порядке открытия церквей» и других, с другой — местной власти, которую партия по-прежнему нацеливала сдерживать рост действующих приходов. Словом, одной рукой разрешай, другой запрещай. Совсем как в пору антиалкогольных кампаний: от исполнительной власти для пополнения бюджета требовалось увеличивать продажу спиртного и в то же время вести активную борьбу с пьянством…
Все эти нюансы верующие не замечали или не хотели замечать. Пользуясь данным на то разрешением, они начали активно ходатайствовать об открытии храмов. За 1944-1947 годы в Кемеровский облисполком поступило 55 заявлений об открытии молитвенных зданий, из них положительное решение было принято по 15. В первой инстанции рассмотрением этих заявлений занимался уполномоченный по делам Русской православной церкви при Кемеровском облисполкоме Феофан Дементьевич Узлов - участник трёх революций
Солдат ленинской гвардии
На должность уполномоченного 56-летний Ф. Д. Узлов, член РСДРП с 1905 года, пришел, имея за плечами годы революционной деятельности, участие в гражданской войне, работу в ЧК, рабоче-крестьянской инспекции, руководство промкооперацией, отделением Госбанка… В партийных характеристиках подчеркивается, что он имеет твердую убежденность в правоте ленинских идей, в дело вкладывает жар своего сердца. Очевидно, эти качества и послужили причиной выдвижения коммуниста Узлова на такой ответственный участок работы.
Согласно его отчетам, рабочий день заполнялся приемом мирян и духовенства (в 1945 году зарегистрировано 112 посещений), разбором заявлений об открытии церквей и молитвенных домов, жалоб, перепиской по ним, наблюдений за деятельностью церквей.

Из отчета за первое полугодие 1946 года узнаем, что в области действуют церкви в городах Кемерово, Прокопьевск, первоначально был призван осуществлять связи между советскими и религиозными органами, содействовать духовенству в воссоздании церковных структур. На деле же его сотрудники стали придирчивыми контролерами внутрицерковной жизни, а часто и главным препятствием на пути возрождения Православия. К слову заметим, этот государственный институт был упразднен только в 1991 году.
Ленинск-Кузнецкий, Тайга, в селе Кузедеево, открыты молитвенные дома в Анжеро-Судженске и Гурьевске. Их обслуживают девять священников, один дьякон и один псаломщик, из них шесть имеют семинарское образование, три священника малограмотны.
Добрых слов о священнослужителях в отчете нет: настоятель церкви села Кузедеева Соколов — пьяница, священник церкви Прокопьевска Поткин – мздоимец, за отпевание усопшего взял с вдовы 100 рублей, т. е. полностью ее месячный заработок, иеромонах Сеньков, настоятель молитвенного дома в Анжеро-Судженске, шьет себе шестую рясу, а крест до сих пор не поставлен на кровлю…
Впрочем, в особом пристрастии Феофана Дементьевича упрекнуть трудно, ведь большинство фактов сообщали ему, черня друг друга… священники. Особенно усердствовал в этом священник Прокопьевской церкви Костенов.
Об этом начальном периоде возрождения Православия на земле Кузнецкой, кроме как из отчетов уполномоченных, узнать сложно – в 1959 году по указанию епископа Новосибирского и Барнаульского Доната ликвидирован (сожжен) старый архив Кемеровского благочиния. Оставлены только отчеты церквей за 1957-1959 годы. Об этом говорится в рапорте благочинного В. Юноцкевича.
Датой образования Кемеровского благочиния можно считать 27 февраля 1945 года, когда Ф. Д. Узлов, учитывая просьбу правящего архиерея Варфоломея, проводит регистрацию протоиерея Фоменко как благочинного церквей Кемеровской области.
Отец Николай Фоменко, 1891 года рождения, окончил семинарию, церковный стаж с 1918 года, на оккупированной территории не был, отбывал наказание в Сиблаге. Принимая обязанности благочинного, отец Николай оставался настоятелем Покровской церкви в Прокопьевске, где и находилась резиденция. О своих братьях-священниках он отзывался нелицеприятно; Узлов цитирует его слова: «Кадры наши, Господи прости… связал бы их да с камнем в воду…» Но высказывал уверенность в том, что положение поправится. Ведь открываются семинарии, появятся грамотные священники, которые будут служить не за страх, а за совесть.

…Партийные характеристики не лгали – Феофан Дементьевич Узлов добросовестно и четко выполнял возложенные на него обязанности до 1948 года. Особой помощи в создании церковных структур не оказывал, но и особые препоны не чинил. Не его вина, что из 164 зданий храмов, действовавших на территории Кузбасса до революции, 144 использовались не по назначению…
…Потепление отношений между государством и Церковью продолжалось совсем недолго. В 1950-е годы храмы вновь начали закрываться, а священников продолжали если не гноить по тюрьмам, то гнобить морально. Потребовались годы, смена политической ориентации в стране, чтобы свобода совести и вероисповедания в России стала не только декларирована, но и действительна.
В этом доме он жил, Орджоникидзе. 7

#знаменитые_люди_города