Екатерина Комарова (swbkka) wrote,
Екатерина Комарова
swbkka

Category:

Реквием по исчезнувшим улицам (факты истории и топонимики улиц города Кемерова) ч 2

Строительство комбината боеприпасов № 392 продолжалось ударными темпами. Порох нужен армии, завод, его производящий, должен работать. Возводятся производственные корпуса, здания цехов захватывают все большую площадь. Завод № 5 решительно и неотвратимо вторгается в пределы деревни Евсеевой, жители которой вместе со своими домами переселяются на станцию Правотомск, образуя новый поселок Правотомск.
[Spoiler (click to open)]
К этому времени в районе созданы производства строительных материалов – кирпичный и фибралитовый заводы. Правобережный «Жилкомстрой» из собственных стройматериалов возвел три капитальных дома, 28 бараков. К этому следует добавить три школы, шесть столовых, три магазина, почтовое отделение, амбулаторию и врачебный стационар на 10 коек.
Большим и сложным хозяйством нужно повседневно управлять. Какой орган исполнительной власти является полномочным организатором жизнедеятельности в районе? Ответ на этот вопрос ВЦИК РСФСР дал только 24 июля 1936 года, присоединив к городу Кемерово 16 сельских Советов, в том числе и поселок Строитель.
Район застраивался долгое время без генерального плана и каких-то схем первоочередного строительства. Все внимание было отдано первенцу оборонной индустрии в Кемерове – комбинату 392, он же позднее – ПО «Прогресс». Несколько позже, уже в военные годы, – внимание заводам «Коммунар», анилино-красочному и «Строммашине». Как в предвоенной песне – первым делом – самолеты…
Следует, однако, признать, что какого-то признака хаоса на правом берегу в Кировском районе не было никогда. Окончательно были узаконены территориальные отношения с соседним Рудничным (бывшим Эйховским) районом 10 декабря 1940 года.
В период с начала 30-х и до 1937 года райсовет принимал неоднократно решения об упорядочении застройки своей территории. В процесс вмешивались и старшие товарищи. Так, например, Наркомат коммунального хозяйства РСФСР приказом № 483 от 23 сентября 1937 года запретил дальнейшее жилищное строительство на территории деревни Кемерово и «нахаловки» Кемрудника, расположенных в зоне вредности. Жилая застройка упомянутого района должна была быть постепенно ликвидирована.
Первым шагом к порядку в застройке территории района было решение райсовета от 5 апреля 1937 года. Приведем полностью текст обсуждения вопроса на том заседании.
«СЛУШАЛИ:
1. О единой нумерации бараков и наименовании улиц и шоссе (докл. Тов. Гордовер). ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая неплановую заселенность жилплощади и территориально разбросанные участки жилых поселков в районе, Районный Совет считает необходимым переименовать улицы всех жилых поселков района и провести общую нумерацию:
1. Вновь строящийся капитальный поселок именовать в дальнейшем «Соцгородок».
2. Центральную площадь именовать «Площадь Ленина».
3. Улицу, идущую по берегу реки Томи в Соцгородке мимо 19 и 39 школы, именовать Пушкинской.
4. Шоссе, идущее от хлебокомбината мимо больницы, депо, завода № 4 до Лесозавода № 3, именовать Транспортное шоссе.
5. Улицу, идущую от хлебозавода мимо базара, пионерлагеря до Транспортного шоссе, именовать Пионерской улицей.
6. Улицу, идущую от Пионерской улицы вдоль сада, мимо магазина до барака № 15, именовать Садовой улицей.
7. Улицу, идущую от угольного склада Химстроя, мимо бани и школы № 35, клуба, 3-й ВПК до стадиона, именовать Советской улицей.
8. Улицу, идущую от базара до еет. Амбулатории, именовать Базарной улицей.
9. Улицу, идущую от Пионерской улицы мимо бараков № 79–60 до Советской улицы, именовать улицей Островского.
10. Шоссе, идущее от «Верхотомского» мимо ТЭЦ до берега р. Томи, именовать Заводское шоссе.
11. Шоссе, идущее от стадиона до завода № 10, именовать Верхотомское шоссе.
12. Улицу, идущую от пекарни Кузбассторга, именовать Комсомольской улицей.
13. Улицу, идущую от бараков № 70 до Советской улицы, именовать Чернышевский переулок.
14. Улицу, идущую от Советской мимо Аптеки и милиции, именовать Коммунистической улицей.
15. Улицу, идущую от стадиона до ветамбулатории, именовать Интернациональной улицей.
16. Улицу, идущую от Советской мимо Гастронома, базара до Базарной улицы, именовать Торговый переулок.
17. Улицу, идущую от Садовой мимо барака № 36, 42 до Базарной улицы, именовать Партизанский переулок.
18. Улицу, идущую от Садовой мимо бараков № 46, 54 до Базарной улицы, именовать Чапаевский переулок.
19. Улицу, идущую от базара по направлению станции Правотомской мимо бараков завода № 4 и общежития школы ФЗУ, именовать Вокзальный переулок.
20. Бывший поселок Сталь-моста, бараки и дома Жилстроя именовать Набережной улицей.
21. Улицы, идущие по логу возле частных строений, именовать Логовой улицей.
22. В бывшей Нахаловке станции Правотомской присвоить следующие наименования улиц:
23. Первую с северной части поселка именовать улицей Щетинкина.
24. Вторую с северной части поселка именовать улицей Станционной.
25. Третью с северной части поселка именовать улицей Рабочей.
Председатель Кировского райсовета Вальтер, секретарь Шишкин
(ГАКО. Р-18, оп. 1, д. 812, л. 72, 73).
Немного осталось в районе и городе живых современников, которые помнят те наименования и те улицы. За прошедшие годы многих улиц не стало, оставшиеся практически все переименованы. Застройку Кировского района вела специализированная часть ОСМЧ-3 (Особая строительномонтажная часть № 3, отсюда – и Третий Особый), а также правобережный Жилкомстрой, в просторечии – ЖКС.
Подчинение Комбината 392 Наркомату боеприпасов СССР выводило его в разряд «неприкасаемых». Многие стройки велись по собственным замыслам, без увязки с планами городского строительства, на что следовали строгие окрики сверху, типа таких «…Указать комбинату 392 на недопустимость размещения жилстроительства без согласования Городского Совета…» Но, скорее, это была болезнь города, чем отдельного его района, пусть и очень секретного. Архивные документы, в подтверждение этому, свидетельствуют:
«Протокол № 78 Президиума Кемеровского городского Совета от 29 сентября 1938 года. Решение № 798 «О планировке города Кемерово» (докладывает архитектор Дмитриев – Московский Горстройпроект – автор проекта; инженер Морозов – Мосгорстройпроект, инженеры Довидович и Бордуков – представители НККХ Реквием по исчезнувшим улицам 161 РСФСР, ОблКомХоз – Белогорцев, ОблПлан – Норсин).
Постановление: Отметить ненормальное положение с проектно-планировочными работами по городу Кемерово: а) недопустимую длительность (около 10 лет) проектирования, в результате чего израсходовано около миллиона руб. и город до настоящего времени не имеет утвержденного проекта планировки…» (ГАКО, р-18, оп. 1, д. 872, л. 180).
Тем временем район застраивался, а жилые поселки в районе складывались под названиями:
– ЖКС (район капитальной застройки – нынешний центр с площадью и Дворцом культуры на ней): Октябрьская площадь, улицы 40 лет Октября, Ушакова, Севастопольская, Потемкина, Назарова.
– 3-й участок – нынешний квартал «К» завода «Коммунар» в пределах улиц Инициативной–Аллейной–Смоленской–Попова).
– Правотомск – район одноэтажного индивидуального строительства с земельными усадьбами: Станиславского, Донбасская, Артема, Декабристов, Карамзина, Барзасская, Седова, Байкальская, Верхотомская, Восточная…
– Посёлок Сталь-моста (район индивидуальной застройки по берегу Томи вблизи железнодорожного моста на Барзас): Боготольская, Астраханская, Правды, Бурденко, Шишкина, Тельмана…
– 3-й Особый – район смешанного строительства одноэтажных индивидуальных домов и двухэтажных каркасно-засыпных зданий. – деревня Кемерово (рабочий поселок рудника), перешедший в административное подчинение Кировскому райисполкому после разграничения территорий с Рудничным районом: Прибрежная, Кемеровская, Циолковского, Акмолинская, Тяжинская, Бетховена. Когда-нибудь присоединят к нашему городу еще какой-нибудь сельский пригород, в котором будут улицы с похожими названиями.
Для облегчения жизни связистам, милиции и пожарным эти улицы ещё не раз переименуют. И опять что-то потеряется. И опять другие мальчишки и девчонки, и их учителя тоже, будут вести поисковую работу, заново открывая истину.
В любой русской сказке есть намек, добрым молодцам урок. Такие намеки и полунамеки встречаются порой и на пути краеведа-поисковика. Чем запутаннее история, чем меньше информации о событии, тем сладостнее радость овладения тайной. Так случилось и со мной во время работы с микротопонимическими названиями.
Улица Седова в Кировском районе. Первоначальное имя улицы – Станционная (19.02.1937– 03.04.1944), поскольку она расположена вблизи станции Правотомск. В беседах с жителями этой улицы, теми, кто постарше, услышал я сомнения в правильности толкования нынешнего её названия. В самом деле, кто-то ещё малым ребенком уже жил на улице имени Седова с конца 40-х годов. Коль есть сомнения, их надо разрешить. Поиски начались, и родились эти строки.
На улице поставлен памятный знак, на котором надпись с именем Седова Григория Александровича. Отмечено золотыми буквами, что Седов Г.А. – Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель. Первым поднял в воздух сверхзвуковой самолет-истребитель МиГ-19. Все так, но…
По версии автора этих строк, не о том Седове написано на граните. Речь должна идти о Седове Григории Яковлевиче. И это не летчик-испытатель, а военный моряк, русский исследователь Арктики, скончавшийся на острове Рудольфа 5 марта 1914 года при покорении Северного полюса. Решение о переименовании улицы Станционной в улицу Седова относится к 1940 году.
Далее в списках улиц Кировского района неоднократно упоминается улица Седова. Летчик Седов Г.А. заслуживает всяческих почестей за заслуги перед Родиной, но, к сожалению, он всего лишь однофамилец Седова Г.Я. Не могли члены Кемеровского горсовета в 1942 году, повторно после 1940 года переименовывая улицы, знать о будущем испытателе сверхзвуковых реактивных самолетов (с 1950 года), будущем Герое Советского Союза (с 1 мая 1957 года), будущем генерал-майоре авиации Седове Григории Александровиче, который в это время только окончил Военно-воздушную академию. (Герои Советского Союза. М.: Воениздат, 1988. Т. 2. С. 430).
Историческая справедливость требует точности, а потому и на улице Станционной, носящей ныне имя Седова Григория Яковлевича, должна встать памятная доска с его именем.
Или ещё. Но уже в Рудничном районе. Есть там улица Вознесенского. Автор вначале начал искать сведения о Вознесенских, чьим именем могла быть названа улица. Таких достойных персонажей оказалось несколько. Тогда, включив нюх охотничьей собаки, автор начал искать первоначальное упоминание названия улицы Вознесенского, поскольку исходного решения исполнительной власти в архивных документах не встретил. Дорогу осилил идущий.
В газете «Кузбасс» за 1954 год встречается название улицы в Рудничном районе Иваново-Вознесенская. Ну, правильно, есть такой город в России, родина российских стачек, памятное место жизни М.В. Фрунзе. А вот дальше, в 1961 году, по технической небрежности исполнителя (версия автора) в написание вкралась опечатка. В решении № 33 исполкома Кемеровского областного Совета от 17 января 1961 года «Об образовании избирательных округов по выборам в Кемеровский областной Совет депутатов трудящихся», напечатанном в газете «Кузбасс» 19 января 1961 года, улица записана как Ивана Вознесенского.
Дальше путаница развивалась по законам жанра, и при написании она с 1963 года стала именоваться просто улица Вознесенского, без имени Иван. Кто его знает, этого Ивана Вознесенского? Думаю, что мудрые люди в представительной и исполнительной власти города не перевелись и примут соответствующее решение.
Улица с названием Трубная в нашем городе одна-одинешенька. Если вспомнить, что Советских, Логовых, Односторонних было по нескольку, то с таким названием улица только одна. Начало её берётся ещё со времен АИК.
На берегу Томи стоял кирпичный сарай, который исправно делал кирпичи для будней великих строек. Строек было много, кирпича требовалось ещё больше. Строительство кирпичных сараев (мини-заводов по современным меркам) шло вовсю. Сараев в Кемерово к 1930 году было шесть. Улицы, на которых они стояли, автоматически превращались в Кирпичные. Наша улица – не исключение.
В далеком уже 1950 году в очередном решении горсовета о переименовании улиц-однофамилиц, нашу улицу решили назвать Трубной. В основе названия – местный признак – банная труба. Бани нет, трубу продали на металлолом, а название улицы сохранилось. Поклонитесь этой улице, сойдя на автобусной остановке «Суворова», если пойдете в музей-заповедник «Красная Горка».
Это все слова одной песни. Песни о Кемруднике. Вот и в Центральном районе есть свои названия с измененной транскрипцией. К примеру, проспект Октябрьский. Раньше он носил иное название – улица Бульварная. Но вот пришел 1979 год и решили улицу переименовать. С пафосом, цветами и музыкой. В областном центре по решению городского Совета 25 сентября 1979 года появился красавец-проспект с названием – проспект Октябрьской Революции. Для митингов название в самый раз, а вот в повседневной жизни трудновато с произношением названия. Слов больно много. Хочется как-то попроще, по-русски.
И вот с 1984 года на проектировочных планах и схемах, да и в разговорной речи проспект стали называть просто Октябрьским. Самоназвание прижилось, связисты особенно не противились такому написанию на почтовой корреспонденции. И остался просто проспект Октябрьский.
К этому же времени относится и другая городская тайна. Некоторые, наверное, помнят вещевой рынок на проспекте Октябрьском. Рынок занимал немалую территорию. И носила эта территория название площадь Маркса. Решение об этом названии площади городской Совет принял в 1983 году, накануне перестройки, как будто готовился к приходу того самого «Капитала», который описал в своем труде бородатый классик Карл.
Название не попало на планы города, в алфавитные книги и иные справочники. Потому его и не помнят.
Сергей Сергеев.
Альманах «Красная Горка», вып. №9, 2008
Tags: о переименовании улиц - остановок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments